Город Сальск, не смотря на своё земледельческое и торговое прошлое, да собственно и настоящее, был и остаётся  центром художественной жизни на юго-востоке  Ростовской области.  Важную роль в этом играет Сальский художественный музей, отметивший в 2007 году своё тридцатилетие.  Путь появления его в городе был не коротким. Ещё в начале двадцатого века зарождалась художественная жизнь в интеллигентных кругах  образовательных учреждений, сначала гимназий, затем школ, народного театра городского Дома культуры. Интенсивное развитие города Сальска началось в 1930-е годы, и общественные преобразования требовали культурной поддержки.  Особенно назрела необходимость в художественно-оформительских работах. В это время в город приезжает на  жительство Алексей Федорович Зонов, после нескольких лет учёбы в Петербургской академии художеств и работы в молодёжном театре.  По его инициативе в 1936 году при Сальской райдеткомиссии открывается художественная мастерская. Тридцать художников-самоучек освоили премудрости оформительского дела у А.Ф. Зонова.  Двое из них Малюков С.А. и Чичеров И.В. увлеклись ещё и живописью и их имена известны в городе как участников  городских выставок.

Вторая половина  двадцатого века для Сальска была отмечена  особым вниманием к изобразительному искусству, к развитию творчества горожан.  И опять активной группой, собственно и создавшей художественную среду были художники – любители и энтузиасты, представители местной интеллигенции. Значительным событием в жизни города стало проведение первой групповой художественной выставки, организованной  летом 1959 года  в городском Доме культуры его заведующим Ф.М. Болибок.  Она состояла из ста восьмидесяти трёх работ  пятидесяти двух самодеятельных художников. Следует отметить, что сама экспозиция вызвала не самое  лучшее впечатление у приглашённого через областной Дом народного творчества ростовского художника-графика В.А.Резниченко.  Однако организаторы и участники выставки с большой благодарностью вспоминают сдержанно-учтивую  экскурсию профессионального художника. И особенно благодарны, остались за проведённый ростовским художником  первый в их жизни пленер: выехав в степь и поработав на натуре, они впервые постигли настоящий момент творчества. После этой встречи некоторые сальские художники поступили заочно в московский институт им. Н.К.Крупской и стали участниками областных и республиканских выставок самодеятельного творчества.

Движущей силой многих художественных начинаний в городе был Владимир Лаврентьевич Глухов. Художественное образование получал в Пензенском училище. Однако годы учёбы были прерваны войной. Демобилизовавшись,  работал на Сальском мебельном комбинате краснодеревщиком, увлёкся скульптурой. Ездил в Подмосковье на творческую дачу, где памятной была встреча с известным российским скульптором О. Комовым. Глухов был автором многих портретов сальчан. Его произведения экспонировались не только на городских, но и на областных и республиканских выставках. Его монументальное произведение «Памятник братьям Красновым» является одним из исторических мест города. В конце 1960-х годов В.Л. Глухов организовал и проводил занятия в детской изостудии. И сейчас в городе живут и работают его ученики.

В 1971 году в городе была открыта  детская художественная школа. Преподавателями, которой стали  молодые творческие выпускники художественно-графического факультета Кубанского педагогического института. В городе стали проходить выставки творческих отчётов профессиональных художников, как учащихся, так и преподавателей школы.

    Начало летописи художественного музея связано с именем  Василия Кирилловича Нечитайло – народного художника РСФСР, Лауреата государственной премии  им. И.Е.Репина, члена-корреспондента Академии художеств СССР.  Тесная связь с известным земляком московским живописцем завязалась лишь с1975 года. Именно тогда в Москву с поздравлением в честь 60-летия со дня рождения художника были командированы   молодые сальские художники – директор детской художественной школы Василий Александрович  Шеховцов и завуч Николай Иванович  Мирошниченко.  С этого момента Василий Кириллович  ежегодно, посещая родные сальские степи, обязательно встречался с преподавателями и учащимися детской художественной школы.  С мыслей и рассуждений о создании картинной галереи при художественной школе, где будут представлены произведения изобразительного искусства профессиональных художников, начались мечты В.А. Шеховцова, которые и были воплощены с помощью В.К. Нечитайло, но уже в виде городской картинной галереи.  Это был конец 1970-х годов. Процесс развития художественной жизни в стране выражался в явлениях расширяющейся публичности изобразительного искусства: увеличение количества выставок  в возрастающем числе их экспонатов и зрителей.  Этот растущий на «потребление» произведений искусства повлёк образование картинных галерей, так называемых «малых Третьяковок». Имея все  предпосылки, именно тогда, степной город Сальск стал центром зарождения и распространения художественной культуры. И в этом большая заслуга тех, кто стоял в руководстве городской власти. Стремясь к поддержанию и пропаганде профессионального изобразительного искусства, оказались настоящими подвижниками в деле организации картинной галереи. Так, 8 февраля 1977 года,  секретарь Сальского горкома  КПСС Николай Николаевич  Лущик и председатель горисполкома  Алексей                                                        Васильевич Теняков обратились с письмом в Союз художников РСФСР к Ткачёву С.П.,  в котором  просили содействия в создании народной картинной галереи, к 60-летию Советской власти и изыскать возможность передачи части художественных произведений из фондов  Союза художников РСФСР.  13 октября  1977 года решением Секретариата союза художников РСФСР городу Сальска была передана коллекция советского изобразительного искусства. Её составили семьдесят  пять произведений живописи, двадцать три графики и сорок шесть скульптуры.  В связи, с чем Исполнительный комитет Сальского совета народных депутатов принял решение от 1.11.1977 г.  открыть в городе народную картинную галерею и обязал директора детской художественной школы Шеховцова В.А., кстати, принимавшего участие в отборе и доставке первых экспонатов,  сделать экспозицию из произведений, переданных Союзом художников РСФСР, ему же поручено было заведовать первое время галереей на общественных началах.  

 

Открытие первой экспозиции для зрителей состоялось 12 января 1978 года.  Она была торжественно открыта  председателем горисполкома Владимир Алексеевич Кобзарь. Право, перерезать ленточку, было предоставлено второму секретарю ГК КПСС Виктору Ивановичу Пономарёву и московским почётным гостям, заслуженному художнику РСФСР Андрею Ивановичу  Плотнову, заведующему отделом пропаганды СХ РСФСР Валерию Карпову. Был зачитан текст поздравительной телеграммы В.К.Нечитайло.

В 1978 году картинная галерея  по распоряжению №1187 от 18.10. ростовского областного совета народных депутатов стала филиалом Ростовского музея изобразительных искусств.

И с марта 1979 г.  были утверждены штаты. Заведовать  картинной галереей была назначена Иванова Г.З..   В марте 1979 года картинная галерея стала государственным учреждением – городской картинной галереей. В январе 1992 года руководство картинной галереей было возложено на сальского живописца, директора детской художественной школы В.А. Шеховцова. Решением малого совета Администрации Ростовской области от 25.02.1992 г. стала областным учреждением. На основании  Постановления Администрации Ростовской области №370 от 7.08.2002 г. «О переименовании государственных музеев Ростовской области,  картинная галерея была переименована  в государственное учреждение культуры «Сальский музей имени народного художника В.К. Нечитайло». Имя художника галерее  присвоено  Постановлением  Совета министров РСФСР №2 от 5.01.1982 г., спустя два года после смерти по ходатайству городских властей.

Сделать бесплатный сайт с uCoz