На 1 января  2010 года  в музее число экспонатов составляют 2848 экспонатов основного фонда и 195 единиц научно-вспомогательного.  Всего фонды составляют 3043 экспонатов. 

Из числа основного фонда составлены коллекции: живопись – 648 единицы хранения, графика – 1032, скульптура – 104, декоративно-прикладное искусство – 208, предметы нумизматики – 80, документы- 302, редкие книги – 41, раздел прочие - составляют 433 предметов.

Коллекция живописи музейных фондов отражает период с 1912 г. до к.20-н.21 века. Коллекция живописных работ в фондах музея представлена во всем разнообразии жанров. В формировании  первой коллекции  активную поддержку и личное участие  оказал  наш земляк народный художник РСФСР В.К.Нечитайло. В ней представлены произведения выдающихся мастеров  советского искусства – ХХ век. Первые десятилетия прошлого века в фондах характеризует искусство  старейших российских живописцев Л.В. Туржанского/1875-1945/, Н.М. Чернышёва/1885-1973/,  А.Ф.Куликова/1884-1949/, П.А.Радимова/1887-1967/. Период  1940-1970-е годы представляют произведения  народных художников СССР В.П. Ефанова/1900-1978/, Б.Ф. Домашникова/1924-2003/, Б.С. Угарова/1922-1991/, В.А. Серова/1910-1968/, Ю.П. Кугача/1917/, Б.В. Щербакова/1916-1995/, О. Н. Комова/1932-1994/, народных художников РСФСР В.К. Нечитайло/1915-1980/, М. В. Савченковой/1917/, А.И. Лактионова/1910-1972/, П.П. Оссовского/1925/, Д.К. Мочальского/1908-1988/, заслуженных художников РСФСР М.П. Кончаловского/1906-2000/, Н.А. Пластова/1930-2000/, А.Г. Лысенко/1916-2000/ и многих других.  Сформированная таким образом коллекция стала началом собственных фондов Сальской картинной галереи, а её экспонаты – основой постоянной экспозиции.  Логично и закономерно то, что уже тогда определилась  специализация галереи – ориентир на современное  изобразительное искусство. Было очевидным, что состав уже той первой коллекции довольно однородный, цельный. Иначе и не могло быть, так как все работы в разное время были отобраны художественными фондами союзами  художников РСФСР и СССР, Министерством культуры РСФСР с всесоюзных и всероссийских выставок, либо создавались художниками по договорам для вышеуказанных выставок. Поэтому в этих произведениях, так или иначе, отразилась характерность целой эпохи в истории советского изобразительного искусства, широко освещались образы современников, природа страны, находили отражение темы труда, спорта, космоса, детства и материнства, особенное место в творчестве советских  художников отводилось военно-патриотической теме. В фондах нашего музея соединились вместе поразительные по разнообразию и художественному достоинству шедевры русской и многонациональной советской академической школы институтов им. В.И.Сурикова и И.Е.Репина, а так же художественных училищ СССР.

Из графических произведений сформированы тематические выставки. Среди них,  выставки, характеризующие в целом графику, как вид изобразительного искусства, раскрывая её техники и жанры, так и тематические: «Материнство и детство», «Москва – столица России и храмы России», «Война и армия», «Производственная тема», «Спорт», «Космос», «Анималистический жанр».  И уже упоминаемые выше: «Русское искусство», «Пушкиниана Е.А. Устинова», « Графика В.К. Нечитайло».   На сегодняшний день коллекция  скульптуры  вполне может быть представлена в выставочных залах  как самостоятельный вид пластического  искусства. Отдельные произведения, разные по значимости, и по способу исполнения, но объединённые  быть показанными вместе, обрели ценность сложного единства, именуемого «Скульптура малых форм». В музейной коллекции она предстаёт в самых различных проявлениях: в реальном многообразии тем и жанров, а также материалов, наконец, в выражении особенностей и тенденций времени. Временные рамки коллекции скульптуры определяет 1947 год («Трудовые резервы» Кербель Л. Е. (1917-2003) –народный художник СССР, действительный член АХ)  и  начало ХХ1 века.    

      Следует отметить, что будучи одним из  наиболее ярких символов культуры нашего города и района, собственно, юго-востока области, наш художественный музей  вот уже три десятилетия представляет диалог культур, точнее сказать овеществление в памятниках исторических традиций, собрание гуманитарных художественных ценностей, воплощающих в себе идеал творческих возможностей человека, и «банк данных», хранящий бесценную информацию об истории развития цивилизации сальской степи.

       Принципиально важными для развития музейной педагогики является как научные исследования в области художественного восприятия  и творческого развития музейного зрителя, так  и ряд следующих, принципиально важных для развития музейной педагогики вопросов:

- музей как образовательная среда,

- музейный предмет как средство образовательного процесса,

- диалог как основной метод образовательного процесса в музейной среде и так далее.

        Рассмотрение данных проблем особенно актуально, если учесть тот факт, что образование (в отличие от просвещения)  возможно лишь при условии специально созданных факторов. К ним можно отнести не только экспозицию, но и музейные студии, лектории, дидактические выставки. Последние, кстати, дают  возможность целенаправленно организовывать музею информационно-познавательную и творческую среду, ориентированную на решение конкретной педагогической задачи. Вместе с тем создание музейного образовательного пространства определило появление нового научно-методического жанра- музейных образовательных программ.       

     В нашем музее большое внимание уделяется работе с детской аудиторией, которую составляют как различные возрастные категории: дошкольники – воспитанники детских учреждений, младшие, средние и старшие школьники, так и социальные группы: воспитанники  городского приюта, детского дома, дети – инвалиды, дети из малоимущих и малообеспеченных семей. Много лет в музее работают Проекты:

 «Музей и школа» - совместно с Управлением образования  и

«Прикоснись к прекрасному» - совместно с Управлением социальной защиты населения и  районным Обществом инвалидов.

Проекты направлены на духовное развитие детей, обеспечивают в свою очередь права детей на участие в культурной жизни и доступ их к культурным ценностям. Для этой цели музей использует самые разные формы и методы работы, образовательные  программы и культурно-просветительные  мероприятия. 

В нашем музее  в рамках проекта «Музей и школа» много лет успешно работают   образовательные программы:

«Здравствуй, музей!»

«День искусства в школе».

Образовательная  программа  «Искусство и экология».

«Знай и люби свой край»

«Знай и люби изобразительное искусство».

Музейная программа «Искусство и экология» разработана и предлагается нами для систематических занятий по воспитанию экологической культуры детей дошкольного  и школьного возраста, молодежи средствами изобразительного искусства.

   Проведение занятий, экскурсий, выставок ставит перед собой задачу формирования экологического мировоззрения, основанного на глубоком понимании высшей ценности – гармоничного развития человека и природы, отношении к природе не только как к материальной, но и как духовной ценности, ориентации приобретения комплекса навыков быть  в контакте с окружающей природной средой; воспитание любви к родной земле, веры в обновление и будущее Родины, развитие патриотических чувств, при знакомстве и изучении произведений художников, чьё творчество раскрывает красоту окружающего мира, многообразие красок живой природы, напоминает каждому человеку о неразрывности связи  природы и человека.

     Учитывая, что все исключительно виды и жанры изобразительного  искусства неразрывно связаны с изображением животных и природы мы стараемся использовать музейные фонды в экологическом воспитании дошкольников, учащихся школ и других учебных заведений. /Программа – приложение № 1/.

Программа «Знай и люби свой край» предлагается нами для систематических занятий по воспитанию  любви к Родине, чувства патриотизма, по развитию интереса к истории своего края и своей страны детей дошкольного и школьного возраста средствами изобразительного искусства и экспонатами из фондов музея. В рамках программы действует лекторий « Сказки старинного сундучка». Он стал любим детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Вот уже более 5 лет активно посещают этот лекторий воспитанники МДОУ № 14 «Золушка». Детям нравится процесс появления из старого сундука предметов, о которых дальше идет речь. Вызывает восторг и большой интерес возможность прикоснуться к старинным предметам, возможность погладит рубелем, прясть на прялке, посмотреть в разрезе ветряную мельницу с мизансценами помола зерна. Лекции эти познавательны и поэтому запоминаются детям.        

       Большое внимание в работе уделяется  сельским школьникам.  Некоторые сельские школы района удалены от города  до ста километров. Программа «День искусства в сельской школе» представляет, прежде всего, выезд с передвижной выставкой.  Для реализации программы, согласованной с Управлением образования, музей заключает договора с администрацией сельских школ. Для проведения передвижных выставок у нас сформированы тематические экспозиции из фондов музея: «Наш край степной», «Художники рассказывают о войне», «Пушкиниана в фондах музея», «Художники Дона» и др.

В рамках проекта «Прикоснись к прекрасному» в залах музея  проходят ежегодно выставки детского творчества общества «Островок надежды» Сальского отделения всероссийского общества инвалидов.  Музей тесно сотрудничает с Сальским психоневрологическим интернатом. Музей организует выставки работ сальских художников в стенах интерната.

Традиционными в музее стали культурно – массовые мероприятия: праздник: « Мы любим, тебя, музей» / сценарий – приложение № 2/, « Ура, каникулы!», праздники из цикла «Музыка в музее» совместно с ДШИ № 2 г. Сальска, уроки Мужества / сценарий – приложение № 3/. Традиционными являются и выставки детского творчества « Юные таланты» учащихся детской художественной школы, класс преподавателя Назаренко И.В. В этом году состоялось открытие пятой юбилейной выставки. Они вызывают интерес у зрителей своей эмоциональностью, красочностью.

Выставки, мероприятия, разнообразные методы работы, организуемые в музейных залах, пользуются большой популярностью среди жителей города и района. Сальский художественный музей по праву является культурным и художественным центром в южном степном регионе – его посетителями являются также жители соседних районов /Песчанокопского, Целинского, Пролетарского, Орловского/.

   Таким образом, обозначив сущностные составляющие многоаспектной образовательной деятельности музея, подчеркнем, что наиболее продуктивно они могут быть реализованы в колыбели музейной педагогики – художественном музее. Именно в нем  исторически сложилась уникальная ситуация философского осмысления роли современного музея, определяющая сегодня его  ориентацию не столько на передачу формальных знаний, сколько, прежде всего, на формирование потребности и способности воспринимать произведение искусства.

        Так более  четверти века назад, прогнозируя новые течения в педагогической деятельности художественного музея, связанные с трансформацией историко-художественного просвещения, английский исследователь Р.Маркузе писал: « Целью посещения музея перестало быть запоминание имен, дат, событий; экскурсия предполагает развитие  умения видеть и понимать те особенности, которые отличают искусство одной эпохи, страны от другой или индивидуальный стиль одного художника от другого».

Такой  подход к обучению, основанный на развитии зрительного восприятия, является уникальным вкладом музея в систему образования, и применим к любым возрастным группам, любому исходному уровню интеллектуального развития и образования.

 1. Характеристика  коллекции живописи.

Среди видов изобразительного искусства живопись является особой областью художественной культуры. Своими специфическими средствами выражает она уровень и характер духовной жизни народа, заключает в себе особый мир идейно-эстетических  ценностей человечества. Искусство живописи – это способ образного постижения действительности. Это живой и сложный развивающийся во времени процесс. Коллекция живописи музейных фондов отражает период с 1912 года до конца ХХ века – начало ХХ1. В большинстве своём это советская живопись. Художественная жизнь начала прошлого столетия была стремительной и разнообразной. Продолжали свою деятельность многие дореволюционные художественные объединения. Возникали программы и манифесты, шли жаркие дискуссии о сути, перспективах и задачах нового искусства. И к концу 1920-х г.  живописью уже был накоплен значительный опыт художественного осмысления и отражения новой действительности. Советская живопись овладевает в это время богатствами классического наследия, всё отчётливее становится её тяга к конкретности. В теории и практике искусства происходит кристаллизация принципов социалистического реализма как единого творческого метода. Искусство призвано было утверждать уверенность в грядущем дне, гордость достигнутыми трудовыми и политическими завоеваниями. Важнейшей  задачей художников было изображение человека – строителя, созидателя, охваченного трудовым, творческим порывом. Однако к этому периоду относятся и портреты близких людей. Хронологические рамки живописных работ в фондах открывает один из таких портретов.   Образцом глубокого интимного проникновения во внутренний мир человека является «Портрет отца» (1928) А.Е. Куликова/1884-1949/. Мерой мастерства художника явились многогранность психологической характеристики и умение в индивидуальном увидеть глубоко типические черты современника. В живописи 1930-х годов среди множества тематик выделялось главное – новый герой – человек нового типа. Примером в нашей коллекции живописи является портрет «Колхозница в жёлтом платке» (1932) Н.М. Чернышёва/1885-1973/. Автору портрета, как и многим его современникам, отведена была роль талантливых мастеров, способных творчески решать идейно-художественные задачи не декларативно, а образно воплощать идеал и создавать стиль эпохи.  Приметами и атмосферой своего времени наполнены и пейзажи тех лет. Многие из авторов продолжают линию лирического пейзажа, характерного для русской живописи. Своеобразные и яркие страницы в пейзажной живописи первой половины ХХ века составили работы художника-передвижника П.А. Радимова/1887-1967/. Именно его пейзаж «Базар», написанный художником в 1912 году и открывает хронологические рамки коллекции живописи. Мажорные и поэтичные пейзажи Радимова отличаются органичной цельностью и благородством живописного строя. Неразрывная была связь живописи художника с жизнью и в годы военного лихолетья. Небольшой по размеру пейзаж художника «Зима в Абрамцево» (1944) не смотря на лирическое начало, несёт в себе великую любовь к России, мужество и стойкость перед великими испытаниями, патриотический подъём русских людей и  веру.         В суровые  годы Великой Отечественной войны не утрачивает своих ключевых позиций и жанр портрета в живописи. Можно даже сказать, что они укрепились. Отличительной чертой стало, что впервые в истории военного портрета сотни живописных образов героев создавались не спустя  много лет после баталий, в которых они участвовали, а в самый разгар их. Нередко художник сам с оружием в руках участвовал в боевых операциях и писал портреты между боями. Непосредственное общение художника с моделью в боевой обстановке помогало ему с максимальной достоверностью передать то особое, неповторимое состояние героя, которое проявляется только в моменты военных действий. Портреты героев боёв, командиров и рядовых создал в годы войны художник - грековец И.А. Лукомский/1906-1954/. Защитники Сталинграда и освободители Ленинграда, рисованные углём и написанные маслом они поразительно живые. Среди живописных работ 1940-х годов в музейных фондах «Портрет гвардии – ефрейтора Н.Е. Беляева» написанный художников И.А. Лукомским  непосредственно на Ленинградском фронте в 1943 году. Об этом говорит авторская рукописная  надпись с обратной стороны холста. На небольшом холсте – портрет русского солдата, образ которого  сочетает в себе незаурядную отвагу с мягким добродушием и трогательной  отзывчивостью. Именно эти черты стремился выразить И.А. Лукомский, принимаясь за портрет своего друга-бойца, друга-художника. Портрет написан с особым усердием с натуры, и именно это и обусловило живую непосредственность образа. В 1940-е годы война обострила в людях, так же и в художниках, чувство бережной сопричастности к близким  и друзьям. «Портрет студентки» написан В.Г. Цыплаковым /1915-1986/ в 1944 году. Изображена  молодая женщина, спокойно сидящая на диване. Первое впечатление портретируемая отдыхает. Но чем дольше вглядываться в портрет, тем всё явственнее ощущается внутренняя динамика образа. Красивое лицо с открытым лбом  задумчиво. Напряжённый, сосредоточенный взгляд, смотрящих в сторону тёмно-карих глаз, выражает способность к точному расчёту и склонность к мечте.  Точёная форма лица, обрамлённого гладко зачёсанными и собранными на затылке в узел волосами; слегка вздёрнутый маленький нос, алые губы придают облику студентки ни с чем несравнимое обаяние.  Осмысление  исторического значения победы над фашизмом, последствия  войны в судьбах  людей продолжалось не только в  послевоенные годы, но и продолжается в современной живописи. Монументальное полотно «Победа» московского живописца А.Г. Лысенко /1916-2000/ провозглашает  триумф и пафос той великой Победы. И, напротив, сложное психологическое  решение темы подвига простых русских женщин, детей, находящихся в тылу – в полотне «Последнее письмо» (1975) Б.М. Неменского /1922/.

 Произведения живописи музея созданы усилиями сотен мастеров. И среди них немало  ярких личностей, но с наличием самобытного таланта.  Особым периодом для советской живописи оказался 1950-1960–х годов. В этот период в творчестве группы советских художников сложился особый тип станковой картины – «суровый стиль». Период в его строгих хронологических границах был коротким – 1957-1962 годы.  На групповых выставках в те годы были представлены работы художников, которых связывала  личная близость и общность переживаний, вызванных острой полемикой вокруг их произведений, и, наконец, определённые черты формально-стилевого  родства (впрочем, очень условного, непрочного и с годами  полностью исчезнувшего). Послевоенные годы шли в окружении бесконечных хозяйственных трудностей, а также в столкновении с обывательщиной, цепким консерватизмом, чиновничьей психологией. Именно поэтому в рамках этого стиля оказались мастера весьма разнородные и по стилевым пристрастиям и по принадлежности к национальным истокам. Настоящей, невыдуманной и неприкрашенной  повседневности и посвящены в большей своей части картины классиков этого периода П.П. Оссовского /1925/, В.И. Иванова/1924/ и армянского живописца  Г.С. Ханджян/1926-2000/.  В наших фондах художники П.П. Оссовский и В.И. Иванов представлены  пейзажами  «Зелёные сети» и «Альбано». Очевиден интерес, особенно Оссовского, к обычному, ко всему, что связано с заботами и трудом.  Эти картины, несмотря на создание в 1971 и 1973-х годах, остаются близкими по образному строю полотнам более раннего периода, так называемого «сурового стиля». Лишь портрет  Г.С. Ханджян «Труженица полей» написан армянским живописцем в 1961 году. Образ крестьянки могучим и солидным. Пожилая женщина гордо и прямо сидит перед зрителем, глаза её слегка сощурены, огрубевшие от работы руки свободно лежат на коленях. Чем-то эпическим веет от неё, не обладающая внешней красотой, однако привлекающая глубиной и проникновенностью умного, спокойного, сосредоточенного взгляда, величавой уравновешенностью душевного состояния. Лицо её огрубело от ветров и солнца. Однако его смягчает внутреннее свечение  приветливости, доброты и отзывчивости. Мощная кисть художника, словно вырубая из дерева, скупыми, широкими, в меру пастозными мазками, лепит крупные черты лица, руки, одежду портретируемой. Фактура пастозна, шероховата. Отсюда и образ – суров и монументален.

Приобретения живописи в наши фонды в 1980-1990-е годы, не смотря на новые веяния (в живописи – искусство андеграунда, названное  «другим искусством» или «второй русский авангард»), сохранили верность традициям  реализма и академизма. Семидесятые годы прошлого века дали нашему искусству сильное, яркое, даровитое поколение художников. Именно творчество таких художников стало самобытной, заметной  частью  современного искусства в фондах музея.  При комплектации фондов  в первые десять  лет  коллекцию живописи пополнили  тематические композиции- картины, заключающие в себе ёмкое и общественно-значимое  содержание.  Среди них можно выделить  наиболее характерную жанровую композицию «Портрет семьи депутата Богомоловой» (1975) написанную  Т.В. Коноваловой-Ковригиной/1915/.  В картине  достоверно предан быт советской семьи. Автор использовала  классический вариант композиции – треугольник, что подчёркивает  единство, стабильность. Крепкая семья – ячейка государства – главная мысль в сюжете  этой картины.  Сюжетно-тематическое полотно «К весне» (1972) Ю.П. Кугача/1917/, московского живописца до поступления в наши фонды было известно для широкого зрителя, благодаря иллюстрациям произведения в разных изданиях журналов («Огонёк», «Сельская жизнь»). Ю.П. Кугача привлекли в картине те стороны деревенских будней, которые наполнены  высоким жизненным  смыслом, не заслонены  мелочами быта. Свою привязанность к деревенской тематике художник объясняет просто: «Русская деревенская жизнь – это разумно и красиво». Поэзия сельской жизни средней полосы России запечатлена также  в картине «Летний день» (1985) В.В. Кисилёва/1907-1985/. Как правило,  в тематических полотнах художники, преодолевая  узкие рамки сюжета, добиваются подлинно широкого идейного  и художественного обобщения. В ряду таких произведений на одно из первых мест можно определить  картину Д.К. Мочальского/1908-1988/ «Мать и дочь» (1973), полотно В.Н. Гаврилова/1923-1970/ «Весна в Букарево» (1967).

Коллекция живописных работ в фондах музея представлена во всём разнообразии жанров. Образ Родины звучит в творчестве пейзажистов не только воспевающих красоту бескрайних просторов России, её Севера, Сибири и Дальнего Востока, но также Крыма, Белоруссии, Калмыкии, Северного Кавказа.  Среди них пейзажи: «Под Изборском» (1972) П.Т. Фомина/1919-1996/, «Берёзово» (1974) А.А. Шумилкина/1935/, «Скала Гурзуф» (1968) Серова В.А./1910-1968/, «Степь» (1982) Г.О. Рокчинского/1923/, «Вечер на ферме» (1974) В.К. Цвирко/1913-1993/, «Сенокосная пора» (1974) Е.И. Зверькова/1921/, «Мороз и солнце» (1976) Э.Г. Браговского /1923/  и многие другие. И всё же выделяется среди пейзажной живописи  «Дон Тихий» (1975) Б.В. Щербакова/. Пейзаж, как впрочем, и другие авторские вещи, написан в лучших традициях  реалистической  пейзажной живописи. Образ донской природы отличается  мажорным, жизнерадостным звучанием. Изображённая им природа до краёв наполнена  живой, трепетной красотой.

Немалое место  занимает в комплектовании коллекции жанр портрета, где звучит образ современника.  В фондах собраны произведения многих российских живописцев, достигших своей наивысшей  творческой зрелости в жанре портрета ещё в 1950-1970-е годы. Так в произведениях В.П. Ефанова  занимают центральное место портреты видных российских  представителей науки и искусства. В наших фондах  из числа известных работ автора – «Портрет академика А.М. Прохорова» ( Александр Михайлович Прохоров – советский физик, один из основоположников квантовой электроники, академик АН СССР, Герой соцтруда, Нобелевский лауреат). Заслуженный художник РСФСР Н.П. Толкунов представлен портретом прославленного лётчика-космонавта А. Леонова (1975). Привлекают разными характерами  и естественно, различными трактовками жанра женские портреты. Среди них «Шахтёрка» (1960) М.П. Труфанова – яркий пример женщины целеустремлённой, полной деловитой уверенности  в своих силах, а также независимости и боевого задора. «Учительница Верочка» (1960) Н.А. Пластова – портрет молодой рыжеволосой девушки. Крепко и сочно положены краски, благодаря этому цветовые и фактурные контрасты усиливают внутреннюю силу и свежесть молодой жизни.  Образ молодой женщины в портрете «Девушка в шубе» (1959) К.Г. Дорохова пленяет зрителя тихой, идущей из глубины души, величавой грустью.  Минорность её настроения   подчёркнута замкнутостью композиции.  Приглушённость серовато-серебристого колорита усиливает душевное состояние девушки.  Он складывается из сложной комбинации серых, лиловых, красных, жёлтых, зеленоватых оттенков, которые, причудливо мерцая, создают неподвижной фигуре внутреннюю динамику.  Полным контрастом этой мягкой, мечтательной модели является произведение А.И. Плотнова «Портрет Елены Карпухиной»(1977). Перед нами – натура энергичная и волевая. Взгляд её решителен и упрям. Внутренний подъём гимнастки, гордая осанка написаны сочной, широкой и яркой живописью.

Коллекция портретного жанра показывает, что мастера прошлого столетия стремились показать величие человека, его духовное богатство проникновением в его истинную сущность, раскрытием подлинно героических  начал его характера.  Коллекцию жанра продолжили произведения московских живописцев, народного художника РСФСР В.К. Нечитайло «Лучшая свинарка  к-за «Путь коммунизма» (1962-63 г.г.), «Звеньевая», «Портрет матери»(1959), заслуженного художника РСФСР А.Г. Лысенко «Первоклассница» (1961), «Тревога» (1955), ростовского живописца К.Е. Балановой «М. Шолохов. Судьба человека»(1989) и многие другие работы портретного жанра. Живописный раздел в фондах был бы не полным  без такого жанра, как натюрморт. Некоторые из таких картин появились в фондах в числе первых поступлений. «Натюрморт на фоне домотканых дорожек» (1972) Ф.М. Каплан,  «Полевые цветы» (1977) А.Ю. Никич-Крилличевского, «Хлебы» (1970) Кончаловский М.П., «Весна» (1972) В.Ф.Токарева, «Натюрморт с грачами» (1970) В.Ф. Загонека «Цветы с калиной» (1980) К. В. Коржевой – Чувелёвой, «Доктор Айболит» (1948) А.И. Лактионова и многие другие. За годы комплектования фондов  музея в них сформированы не только коллекции по видам и жанрам изобразительного искусства, но и по темам.  Таким образом, значительную  часть коллекции живописи составляет творчество донских художников.  В нём нашли отражение как  неторопливое течение светлого «тихого» Дона, привольные степи, сады и виноградники, массивы золотой пшеницы и подсолнухов на синем фоне неба, так и  индустриальные центры области Ростов-на-Дону и Волгодонск с их  мощными корпусами  заводов «Ростсельмаш» и «Атоммаш». На сегодняшний день творчество художников донского края в фондах музея представлено  солидной выставкой, часть которой открывает постоянную экспозицию.  В ней представлены произведения старейших художников  М. И. Бабич, К.Е.Балановой, Т.Ф. Теряева, С.С. Скопцова, Б.Т. Спорыхина, В.А. Маркина. В коллекции творчества донских художников большое внимание уделяется в комплектовании произведений сальских художников. Среди них, творчество членов союза художников РФ  В.А. Шеховцова, Н.И. Мирошниченко, С.В. Мацкиева, В. И. Дмитренко, Г. Ю. Буглова и других. 

Анализируя коллекцию живописи необходимо выделить тематическую – Пушкиниану. В фондах много лет назад составлена тематическая выставка «Печаль моя светла», названная по одноимённому  одному из центральных произведений выставки художника из Санкт-Петербурга А.Д. Романычева.  Позже коллекцию пополнили произведения  московских живописцев А.Ящука «Последний бюллетень В. Жуковского о здоровье А.С. Пушкина» (1987), Б.В. Окорокова «Бульвар на Никитской» (1986), М.Н. Соколова «Дом Пушкиных на Бассманной».

Главным достоянием и богатством фондов музея является собрание произведений  народного художника РСФСР, члена-корреспондента Академии художеств, лауреата Государственной премии  имени И.Е. Репина Василия Кирилловича Нечитайло(1915-1980) , родился в селе Воронцово-Николаевском – ныне г. Сальск. Его живопись, 1940-1970-х годов – это искусство отстоявшихся во времени и в авторском сознании, освобождённых от всего случайного, воплощённых ликующе свободной, лучезарной стихией цвета. И эта торжественная светоносность полотен художника несёт в себе выражение ясности и чистоты авторского отношения к миру.  Если проследить очерёдность поступлений произведений В.К. Нечитайло, то первым из его полотен поступил в фонды портрет «Лучшая свинарка» (на нём изображена  Валя Ильина из колхоза «Путь коммунизма» Кореновского р-на Краснодарского края).  Годы создания портрета 1962-1963, а передан портрет по решению  Секретариата союза художников РСФСР от 13 октября 1977 года в числе первых поступлений в фонды при отборе экспонатов первой коллекции.  Следующее  поступление произведений художника в фонды состоялось осенью 1979 года. Министерство культуры РСФСР по приказу №468 передало на хранение  «В Сальской степи» (1977-78 г.г.) и «Невеста» (1973).  Далее в разные годы вышеупомянутым ведомством были переданы произведения нашего художника – земляка «Зимний пейзаж»   приказ №590 от22.10.1981 г., «Рожь волнуется»(1978), «Старики Д. Нестеренко и Н. Василенко» (1975), «Боец Первой конной армии Колесников Ф.В.» (1975), «Стадо в степи» (1975) приказ №468 от 9.09.1982 г., «Тракторист Зенин В.И.» (1979), «Портрет академика Н.Н. Семёнова» (1973-75г.г.) приказ №707 от 19.12 1983 г.,  «Звеньевая» (1965), «Комбайн в степи» (1977),  «Урожай» (1980) приказ №227 от 15.06.1988 г.. В 1990 году ВНПО Союза  художников СССР в фонды был передан авторский вариант тематического полотна «На Красной площади» (1957-1970 г.г.) С 1983 по 1985 годы из фондов Секретариата союза художников СССР поступили произведения живописи В.К. Нечитайло: «Будённовец. Сальская степь» (1977), «Хе-Сю-Фан, краснознамёнка, прядильщица Шанхайского завода»(1960), «Семья механизаторов» (1978-79), «Портрет генерал-полковника Героя Советского союза О.И. Городовикова»(1975). В формировании коллекции живописных работ В.К. Нечитайло большую помощь оказала вдова художника, народный художник РФ Мария Владимировна Савченкова. Ею безвозмездно преданы этюды  к тематическим полотнам «На Красной площади» - 5 этюдов, «Семья механизаторов»- 4 этюда и «Красные партизаны» - 5 этюдов. Последнее полотно находится в фондах Государственной Третьяковской галерее. В наши фонды М.В. Савченкова передала «Орденоносец», «Этюд с белой лошадью», «Лошади», «Кавалерист», «Полынная степь» к этой картине.  При подготовке к написанию этого последнего своего  произведения  ещё в 1975 году  пейзаж «Партизанские балки»  размером 86х121. Картина «Партизанские балки – это картина воспоминание, картина легенда. Личностное авторское чувство сконцентрировано в реальность «прорыва» в далёкую юность отцов, в присягу духовной верности её мечтам и свершениям, утверждения из бессмертия в душе и памят… Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz